ИСТОРИЯ СОЗДАНИЯ ФАРФОРА
Произведения
искусства из фарфора по праву считаются вершиной керамических изделий, а также
самой сложной в гончарном производстве группой изделий, так как обработка
фарфора – занятие не из самых легких, и лишь мастерство стеклодува может
сравниться с ним по опасности и сложности. Именно фарфор, как вид керамики, считается самым
благородным материалом.
Фарфор появился впервые в Китае на рубеже
3-4 вв. Судя по всему, и в Китае на первых порах фарфор не был рядовым
явлением, так как ему даже посвящают стихи. О фарфоре китайский поэт IX в. Ту
говорит: «звонкий как нефрит и превосходящий блеском иней и снег».
Китайцев привела к созданию фарфора любовь к чаю.
В 7-10 веке фарфор экспортируется в страны Азии. Откуда и
пришли само его название. Китайцы называли своего императора «Фахфур» - отсюда
название изделий, дословно «императорское».
Первым европейцем, который познакомился с фарфором, стал
Марко Поло. Это было в 13 веке.
В Россию, как и многое другое, фарфор пришел с Петром I. До этого нашим
соотечественникам, по укладу жизни, фарфор не требовался.
Изобретение русского фарфора связано с именем
русского ученого Дмитрия Ивановича Виноградова, современника Ломоносова.
Первым русским частным фарфоровым заводом считается предприятие купца
Волкова, но о нем почти ничего не известно, кроме факта самого существования.
Поэтому первым частным заводом в России принято считать завод Франца
Гарднера, который 7 марта 1766 года получил разрешение на открытие фабрики, где
будет делаться фарфоровая посуда «из российских материалов» в Дмитровском уезде
около села Вербилки.
В 1892 г. вдова Гарднера продает фабрику Матвею
Сидоровичу Кузнецову и он в конце 19 - начале 20 в. становится самым крупным
производителем фарфора в России.
Ассортимент завода был богатый, и его не было нужды
менять. Выпускались изделия с росписями сцен, портретами дам, античными
картинами, имитациями под саксонский, севрский и другие фарфоры. Много изделий
изготавливались для церквей - лампады, свечи, люстры, чаши.
В целом фарфоровая продукция была очень высокого
качества, были и хорошие вещи в традициях старых гарднеровских мастеров.
После Октябрьской революции заводы были
национализированы.
В последующие годы производство
агитационного фарфора только набирало обороты. Постепенно заводы стали
производить детские игрушки, кухонную утварь, коллекционные бюсты известных
деятелей революции, елочные игрушки. Советский фарфор становится ближе к народу,
выпуская одновременно нужные населению и в то же время идеологически верные с
точки зрения власти предметы. В СССР история фарфора краткая. Она закончилась в
середине 1980-х годов, когда население перестало нуждаться в идеологической
продукции.
В последнее время на фоне растущей
популярности почти забытого в стране искусства работы с фарфором, все больше
детей интересуются этим ремеслом. Во многих городах России открыты школы
росписи фарфора и фаянса. Там ученики узнают много интересного. Им не только рассказывают
об истории производства фарфора, но и обучают росписи материала в различных
техниках. Современные тенденции по возрождению ремесел являются ключевыми в
возрождении русской культуры и обычаев, что является невероятно важной частью
общественного мировоззрения.