ИСТОРИЯ СОЗДАНИЯ ФАРФОРА

Произведения искусства из фарфора по праву считаются вершиной керамических изделий, а также самой сложной в гончарном производстве группой изделий, так как обработка фарфора – занятие не из самых легких, и лишь мастерство стеклодува может сравниться с ним по опасности и сложности. Именно фарфор, как вид керамики, считается самым благородным материалом.

 Фарфор появился впервые в Китае на рубеже 3-4 вв. Судя по всему, и в Китае на первых порах фарфор не был рядовым явлением, так как ему даже посвящают стихи. О фарфоре китайский поэт IX в. Ту говорит: «звонкий как нефрит и превосходящий блеском иней и снег».

Китайцев привела к созданию фарфора любовь к чаю.

В 7-10 веке фарфор экспортируется в страны Азии. Откуда и пришли само его название. Китайцы называли своего императора «Фахфур» - отсюда название изделий, дословно «императорское». 

Первым европейцем, который познакомился с фарфором, стал Марко Поло. Это было в 13 веке.

В Россию, как и многое другое, фарфор пришел с Петром I. До этого нашим соотечественникам, по укладу жизни, фарфор не требовался.

Изобретение русского фарфора связано с именем русского ученого Дмитрия Ивановича Виноградова, современника Ломоносова.

Первым русским частным фарфоровым заводом считается предприятие купца Волкова, но о нем почти ничего не известно, кроме факта самого существования.

Поэтому первым частным заводом в России принято считать завод Франца Гарднера, который 7 марта 1766 года получил разрешение на открытие фабрики, где будет делаться фарфоровая посуда «из российских материалов» в Дмитровском уезде около села Вербилки.

В 1892 г. вдова Гарднера продает фабрику Матвею Сидоровичу Кузнецову и он в конце 19 - начале 20 в. становится самым крупным производителем фарфора в России.

Ассортимент завода был богатый, и его не было нужды менять. Выпускались изделия с росписями сцен, портретами дам, античными картинами, имитациями под саксонский, севрский и другие фарфоры. Много изделий изготавливались для церквей - лампады, свечи, люстры, чаши.

В целом фарфоровая продукция была очень высокого качества, были и хорошие вещи в традициях старых гарднеровских мастеров.

После Октябрьской революции заводы были национализированы.

В последующие годы производство агитационного фарфора только набирало обороты. Постепенно заводы стали производить детские игрушки, кухонную утварь, коллекционные бюсты известных деятелей революции, елочные игрушки. Советский фарфор становится ближе к народу, выпуская одновременно нужные населению и в то же время идеологически верные с точки зрения власти предметы. В СССР история фарфора краткая. Она закончилась в середине 1980-х годов, когда население перестало нуждаться в идеологической продукции.

В последнее время на фоне растущей популярности почти забытого в стране искусства работы с фарфором, все больше детей интересуются этим ремеслом. Во многих городах России открыты школы росписи фарфора и фаянса. Там ученики узнают много интересного. Им не только рассказывают об истории производства фарфора, но и обучают росписи материала в различных техниках. Современные тенденции по возрождению ремесел являются ключевыми в возрождении русской культуры и обычаев, что является невероятно важной частью общественного мировоззрения.